С сегодняшнего дня в Большом театре начались работы по золочению старинной люстры Зрительного зала, вес которой превышает две тонны.
Самое массивное интерьерное трехъярусное украшение Большого театра имеет высоту более 8 метров и диаметр более 6 метров.
Стальной каркас с латунными деталями весит 1860 килограмм. В 1863 году для украшения люстры было изготовлено 15 тысяч подвесок из хрусталя общим весом более 260 килограмм. Однако за все время эксплуатации большая часть хрустального украшения была испорчена и утеряна. Более 13 тысяч из 24 тысяч хрустальных элементов реставраторам пришлось восстанавливать заново.
К реставрации главной люстры Большого театра, начатой в 2006 году, были приглашены лучшие мастера страны. В ходе комплексных исследований были выявлены утраченные элементы из хрусталя, латуни и стекла. Впоследствии они были восстановлены по моделям сохранившихся исторических деталей.
Старые подвески из хрусталя не заменяли на новые, а аккуратно прошлифовали и отполировывали. Весь процесс производился с максимальной осторожностью, дабы не нарушить подлинных граней. Немало усилий реставраторы потратили на восстановление ажурных подвесок и «дубовых листьев», выполненных из хрусталя. Новые элементы были созданы в полном соответствии с сохранившимися историческими деталями.
Сохранившуюся позолоту люстры мастерам пришлось полностью расчистить. Анализ, проведенный перед началом реставрационных работ, показал, что все слои позолоты были нанесены с помощью различных технологий и отличались материалами, использованными для нанесения. Так, например, самый первый слой был нанесен масляным золочением, а для последующих использовался порошкообразная смесь на основе медного сплава или твореное золото.
Элементы, выполненные из латуни, при предыдущих реставрациях не золотили, а полировали. В основном это было связано с тем, что при проведении работ не соблюдался технологический цикл. Поэтому состояние позолоты до начала реставрационных работ было оценено экспертами как неудовлетворительное.
Слои грунтовки с течением времени стали более хрупкими и легко сходили вместе с позолотой. На металлических деталях были замечены следы коррозии.