Процесс обмена землей с государством является делом очень туманным. Более того, во многом, он притесняет права, как арендаторов, так и собственников. По Законодательство предлагает два способа осуществления этой процедуры – добровольный и принудительный. Добровольный вариант происходит в случае, если государственные органы и собственник/арендатор приходят к согласию в вопросах о размере компенсации и порядке передачи прав на участок. После этого проводится отчуждение обычным методом. Принудительный вариант используется тогда, когда собственник либо арендатор не намерен передавать свои права на землю государству, а также в случаях, если арендатор настаивает на выплате ему компенсации, размер которой не удовлетворяет государственные органы. В этой ситуации порядок процедуры устанавливается судом. Но в целом, принудительная процедура касается лишь исключительных случаев. Например, законодательством определено, что потребность в этом существует, когда речь идет о строительстве необходимых объектов или путей сообщения. Если же мы говорим об отчуждении, связанном с переносом границы государства, то тут право на проведение процедуры получают федеральные либо муниципальные ведомства. Существуют и другие возможности для принудительного отчуждения, но они указаны в отдельных законах. В настоящий момент предусмотрены два типа компенсации за отчужденную землю. Первый из них денежная компенсация, второй – натуральная компенсация. Если говорить о втором случае, то органы власти дают собственнику или же арендатору отчужденного участка точно такой же участок. При этом физические лица могут использовать его без ограниченного срока, а юридические могут арендовать на срок до 49 лет.
Положение, сложившееся сейчас не удовлетворяет ни одну из сторон. Масса причин препятствует нормальному провождению процедуры, но главная из них кроется в том, что до сих пор нет определенной схемы, предусматривающей права и обязанности участников операции отчуждения. Отсюда следует, что, в принципе, просить земельный участок под силу какому угодно ведомство. Тут нужно заметить, что проблема возникла не вчера и уже с 2006-го года в правительстве идет работа над проектом закона об этом. При его помощи, алгоритм процедуры должен быть сформулирован предельно ясно и четко, при этом, не должно допускаться нарушений прав арендаторов и собственников. Ключевой момент в этом проекте – возможность выкупа участков у физических лиц по стоимости, действующей в данный момент. При натуральном обмене, те участки, которые будут получены взамен, являются перешедшими в собственность, а не переданными в бессрочное пользование или аренду. Кроме того, появилось и еще одно новшество: список ведомств, осуществляющих процесс отчуждения земли, будет предлагаться федеральным правительством. Это поможет отстоять интересы собственников и арендаторов.
|