Cтроительство, ремонт, строительные компании

28.02 Электросталеплавильный способ  >>

28.02 Мартеновский способ изготовления стали  >>

28.02 Кислородно-конвертерный способ производства стали  >>

 







Строительные статьи и публикации




Дебиторская задолженность в строительной отрасли (9 Января 2013)
Обзоры строительной отрасли


Существенный рост рисков при продаже товаров, оказании услуг, проведении работ с отсрочкой платежа – это одна из негативных сторон экономической ситуации на сегодняшний день, в т.ч. и в строительной сфере. Управление дебиторской задолженностью представляет собой целый процесс, и от того, насколько грамотного он выстроен, как правило, зависит конкурентоспособность компании. В статье ниже приведены высказывания экспертов строительного рынка, работающих по проблеме дебиторской задолженности.

По словам генерального директора компании по аренде строительной техники «Лидер» Павла Жижина, очень часто компании поступают как недобросовестные партнеры – они сбрасывают массу гарантийных писем и, тем не менее, откладывают оплату.

Воздействовать на дебитора чаще всего нет возможности потому, что арбитражные суды между различными юридическими лицами, в силу нашего законодательства, занимают достаточно продолжительное время. Также значительные средства уходят на оплату труда юристов, уплату госпошлин и прочие затраты. Поэтому если сумма иска небольшая (в 30-50 тысяч рублей), судиться не рентабельно: затрачено будет примерно столько же, сколько отойдет по суду.

Павел Жижин заключил, что не следует накапливать большую задолженность у одной фирмы, это наиболее приемлемое решение в сегодняшней ситуации. Ведь, как известно, с ростом суммы долга желание погасить задолженность снижается. Если работа в долг неизбежна, то необходимо сводить задолженность к минимуму, работая при этом с несколькими компаниями. На практике, мелкие суммы долга куда проще взыскать без участия суда, чем имея одного контрагента, на котором висит крупный долг, например, пятьсот тысяч рублей. Здесь налицо стратегия распределения рисков на несколько контрагентов, при которой можно работать под гарантийные письма и без предоплаты.

Людмила Рева, директор по развитию бизнеса ASTERA St.Petersburg, полагает, что управление дебиторской задолженностью, несомненно, начинается в ходе составления договора. В данном договоре должны предусматриваться все нюансы оплаты товара или услуг, отгрузки, размер штрафных санкций за просроченные платежи, предоставление отсрочек и т.п. Огромное значение для компании имеет, при возврате дебиторской задолженности, упорядоченный, систематизированный документооборот. Для предотвращения ситуации возникновения задолженности нужно вовремя проверять правильность оформления клиентом необходимых документов. Наибольшую ответственность за это несут менеджер по работе с клиентами или менеджер по продажам. В обязанности менеджеров входит не только продажа услуг, но и заключение сделок – а это говорит о том, что нужно контролировать все этапы, в том числе выполнение клиентами своих финансовых обязательств. Оценить потенциального клиента, соизмерить его текущую и прогнозируемую платежеспособность – основная задача sales-менеджера. Менеджер - непосредственный участник сделки, поэтому он проводит первичные переговоры по поводу возврата дебиторской задолженности в случае ее образования

Думается, нет такой организации, которая бы стремилась инициировать юридические разбирательства по поводу возврата дебиторской задолженности. Тем более сейчас, в период кризиса, более чем нежелательно доводить ситуацию до разрешения вопроса в судебном порядке, ведь каждый клиент буквально на вес золота. Опять же, если другие способы возврата задолженности не предвидятся, необходимо прибегать к этой крайней мере. Тот же кризис вводит компанию в положение, когда нерационально рисковать активами компании.


«Вопрос порядочности каждого бизнесмена»

Директор по развитию группы компаний «АКРОС» Владимир Юрчик отметил, что гораздо проще работать с госбюджетом, поскольку здесь присутствует явная зависимость от личных взаимоотношений директоров (при условии ведения работ на субподряде). Каждый иметь цель нажиться друг на друге, поэтому проблема дебиторской задолженности остается нерешенной, пока в деловых отношениях не будет преобладать высокая культура. Владимир Юрчик выделяет, что дебиторская задолженность является вопросом порядочности каждого бизнесмена.

И это правда, давно забыты те времена, когда купеческое слово имело ценность дороже золота. Современному бизнес-сообществу просто необходимо выработать особый кодекс деловой чести и поведения, назовем его так.

Важнейшим направлением деятельности саморегулируемых организаций, по словам Владимира Юрчика, должна быть борьба с дебиторской задолженностью. Злостных неплательщиков необходимо с «волчьим билетом» исключать из данных саморегулируемых организаций. При этом повысился бы авторитет СРО в строительной сфере. На сегодняшний день участники строительного рынка принимают такое явление как возврат назад в 90-е годы.

Уже сейчас по стройкам ездит братва и выбивает долги, как говорит председатель Правления ОАО «Руструбпром» Игорь Силиверстов. Судя по тому, что государство не справляется с этой проблемой, то незамедлительно появляются личности, которые способны решать проблемы.

Владимир Юрчик подытожил, что мы неминуемо катимся в 1992-1995 годы, где царил бартер и неплатежи.

Матвей Фомин, заместитель директора арендной компании RENTALUNITS, рассказал, что в этом году их компания несколько раз столкнулась с бартером, когда фирма-дебитор рассчитывалась оказываемыми ею услугами, в свою очередь, они эти услуги перепродавали.

Старинная поговорка гласит - в одну реку нельзя войти дважды. Но, похоже, печальная прерогатива России - наступать на одни и те же грабли. В то время как в мировой практике погашение долговых обязательств перед кредиторами – безусловно, и требует немедленного исполнения.

Координаторы проекта «Долги в строительстве» А. Столбунов и Д. Жданухин полагают, что дебиторская задолженность в отрасли строительства является экономической, социальной, а бывает и политической проблемой. Неплатежи, произошедшие между организациями, которые участвуют в строительстве жилья, ведут к акциям протеста «обманутых дольщиков», громким заявлениям политиков, лидеров общественного мнения… Поэтому необходимо уделять особое внимание к проблеме задолженности в сфере строительства и разрабатывать комплексные, сочетающие общественные и юридические аспекты, способы решения существующих задач.

Таким образом, выделяются наиболее характерные особенности долговых проблем в строительстве:

Распространены схемы работы, изначально рассчитанные на уклонение от оплаты долгов, например, фирмы-однодневки.

Системное влияние задолженности на ситуацию (долги возникают между организациями, а страдают при этом инвесторы, дольщики и т.д.);

Обычные общественные (жалобы, пикеты) и юридические (иски) методы не являются эффективными.

Все это обуславливает необходимость разработки новых методов решения долговых проблем между организациями при помощи взаимодействия власти, бизнеса и общественных организаций.


А. Столбунов и Д. Жданухин выделили три принципа, на которых должны базироваться новые методы решения долговых проблем в строительстве:

расширение понимания проблемной ситуации (рассмотрение юридических, экономических и иных систем, включающие должника и кредитора);

внедрение специальной общественной и правовой инфраструктуры для строительной деятельности (реестры долгов, регулярные пресс-конференции, соглашения сотрудничества между органами правоохранения, коммерческими и общественными организациями);

изучение новых гуманитарно-правовых технологий в области взыскания задолженности. В рамках данных технологий должен использоваться синтез юриспруденции с PR, GR.

Эффективность предложенных методов решения долговых проблем основана на том, что должники - недобросовестные участники отношений в сфере строительства - могут не бояться рядовых судебных процедур, но при этом они должны осознавать реальную опасность для своей деятельности: распространения достоверной информации о компании по ключевым точкам (потенциальные контрагенты и партнеры, контролирующие органы);

поддержки обществом правоприменительной деятельности, с помощью которой восстанавливаются даже недействующие правовые нормы (например, ст. 177 УК РФ) и строго сдерживаются проявления коррупции.

Основные стадии алгоритма такого восстановления, использующегося как частная технология для разрешения долговых проблем:

запуск правоприменительного процесса и его юридическое обеспечение;

информационное сопровождение юридического процесса: новости в СМИ о действиях и реакции заинтересованных лиц и правоохранительных органов. Информационное сопровождение может иметь массовый либо точечный характер, оно помогает привлекать внимание и является своего рода угрозой для тех правоприменителей, которые имеют цель «замять» дело;

научно-консультационное обеспечение правоприменительной деятельности: комментарии специалистов, заключения ученых по конкретным делам, обучение и т.д. (это помощь сотрудникам органов правоохранения, которые иной раз могут быть не в курсе, как правильно применять какую-либо редкую статью);

общественная поддержка путем информирования соответственных общественных организаций о совершаемых действиях, а также, при совпадении интересов, предложение присоединиться к информационной кампании;

сбор, обработка обратной связи: реакции правоохранительных органов, общественности, оппонентов. Информирование об этих реакциях общественности, изменение юридической деятельности, если оно оказывается необходимым.


При реализации данного алгоритма интерпретация обратной связи, общественная и научно-консультационная поддержка являются основой для информационного сопровождения юридической деятельности.

Помимо вышеизложенных новых технологий взыскания задолженности важное место занимает общественно-правовая инфраструктура, включающая:

Общественные организации, которые выполняют роль координатора использования гуманитарных и правовых технологий;

Реестры долгов (не только как таковые «черные списки», а еще и основа для проведения взыскания и исследований совершенствования PR-деятельности, правоприменения);

Информационные площадки: информационные агентства, СМИ (организация освещения процесса взыскания, постоянные пресс-конференции по самым актуальным проблемам долговой безопасности в отдельных отраслях и регионах);

Центры посредничества (медиации): допускается, что эту функцию могут выполнять специальные третейские суды.



 

Просмотров: 1158
 


  Вход в систему:

 
 
 Запомнить  
Забыли пароль?

Добавьте Вашу компанию в каталог

   Полезные ссылки
Поиск:





Строительный портал Stroy-firms.ru

Рейтинги!






Написать письмо

© 2007-2024 STROY-FIRMS.RU


Строительный портал «Строительная отрасль России»:    Каталог строительных компаний и поставщиков стройматериалов  Строительная доска объявлений  Новости строительства и строительного рынка  Тематические статьи и публикации  |  Библиотека строителя  |  Реклама на портале  |  Наши партнеры  |  Строительный справочный каталог  |  О проекте  |  Кронирование деревьев  |